5 октомври 2022 г.

Отвращение

"Ge-dank-en ohne In-halt sind leer,
An-schau-ung-en ohne Be-griff-e sind blind"

Кант, Критиката,
началото на Трансц. логика


 
Теза (Евдемонии): "свобода на волята"

 
"хоризонт" ("Ge-dank-en" = "leer")
 
 
понятност ("In-halt" > "Be-griff-e" > 0*) 


сетивност ("An-schau-ung-en" = "blind")
 
 
 
Антитеза (Lzzy, Евангел): "дяволи ни взели"
 
 
наглед ("blind" < "An-schau-ung-en")


сетивност (*0 "Be-griff-e" = "In-halt"


понятност ("Ge-dank-en" < "leer")



----------
* Нима организмите са "слепи"?!
 
Куно Фишер, "Артур Шопенгауэр", Книга первая, Глава четвертая, I, 1, абз. 2, изд. "Лань", Санкт-Петербург, 1999: "В последний день 1819 г. в Дрездене он (Шопенхауер - б. м.) составил (към Берлинския университет, с ректор Хегел - за мястото на починалия Золгер - б. м.) прошение на имя философского факультета о venia legendi ('да водиш лекции', лат. - б. м.). 23 марта 1820 г., в бытность деканом Бекка, он прочел перед факультетом в полном составе свою пробную лекцию на немецком языке о четверояком виде закона основания и на последовавшем затем коллоквиуме вступил в спор с Гегелем, причем последний обнаружил будто бы свою несведущность (согласно устному рассказу Шопенгауэра), не умея правильно отличить 'анимальные' функции и причины от 'органических'."

Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева. Серия "Мыслители", выпуск 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. Перцев, А. В., "А. Шопенгауэр: жизнь философа и философия жизни", 3 
(6 абзаца преди края): "Окончив осенью 1818 года главный труд своей жизни - 'Мир как воля и представление' - Шопенгауэр претендует в Берлинском университете на звание приват-доцента. 23 марта 1820 года он читает обязательную пробную лекцию - 'О четырех различных видах причин'. Гегель, берлинская философская звезда первой величины, вначале благосклонно принявший тему, вдруг прерывает докладчика:
    - Если лошадь шла-шла по улице и вдруг легла, каков тут мотив? 
    - Почва, которую она увидела под собой, вкупе с ее усталостью и ее самочувствием. Если бы лошадь была на краю пропасти, она бы не легла. 
    - Выходит, вы относите к мотивам и анималистические функции? Значит, пульс, кровообращение и т. д. происходят в зависимости от мотивов? 'Вот и обнаружился сеньор Незнайка', как говорится. 
    - Анималистическими функциями называется не это. В физиологии так называют сознательные движения тела животного. Достаточно сослаться здесь на физиологию Халлера (бащата на неврологията - б. м.). 
    - Ах, да не это понимают под анималистическими функциями. 
    Но тут профессиональный медик Лихтенштейн, перебивает Гегеля и говорит: 
    - Простите, что вмешиваюсь, но должен сказать, что в данном случае прав доктор Шопенгауэр. Функции, которые он именует анималистическими, наша наука называет именно так.
    Гегель с негодованием покидает аудиторию."

Допълнението към статията ми "Дяволите да ни вземат", pdf: link